Рейд-лидер в World of Warcraft

Человеку непосвященному обычно кажется, что онлайн-игра — это такое бездумное нажимание на кнопки пополам с невразумительной привязанностью к фиолетовым пикселям. На самом деле, если бы все так и было, любовь к такого рода времяпрепровождению заканчивалась бы через неделю и не вспоминалась больше никогда. Онлайновая игра — фактически закрытый (а значит, имеющий подтекст элитного) социум, который увлекателен тем, что в нем идет отыгрыш не только придуманных (эльф, маг, добрый герой), но и вполне реальных ролей. Например, если вы отличаетесь ответственностью, пунктуальностью, трудолюбием, желанием быть полезным окружающим и известным самолюбием, тернистая онлайн-дорожка вполне может привести вас к роли рейд-лидера.

  Прелесть MMORPG состоит еще и в том, что дорога в «высшие эшелоны власти» здесь проходится быстро и без особых ухищрений. Что нужно знать, о чем помнить и на какие грабли не наступать начинающему рейд-лидеру — об этом наш сегодняшний разговор.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
 
  Рейд-лидер (сокращенно РЛ) — первое лицо любой гильдии, ориентированной на PvE-прогресс и освоение высокоуровневого контента. Говоря простым языком, именно РЛ должен расшибиться в лепешку, чтобы члены его рейда убили всех боссов, рожденных неуемной фантазией разработчика игры. Из этого вытекает первая и наиглавнейшая обязанность рейд-лидера: он должен отлично знать тактики убийства боссов. Идеальный вариант — ненавязчиво пройти практику в какой-то очень сильной гильдии, которая давно и успешно убивает все, что движется. Вариант, однако же, пахнущий саботажем и не так уж просто реализуемый: обычно топ-гильдии строго следят за составом. Кроме того, оценивайте свои силы трезво — по-настоящему сильная гильдия заставит вас играть семь дней в неделю и на собственной шкуре выискивать тактики на новых боссов, так что подобный путь становления как РЛ — исключительно для сильных духом.

  Остается одно: читать и смотреть. Если вы решили взвалить на свои плечи должность поводыря для двадцати четырех «овец», приготовьтесь держать уши и глаза широко открытыми ежедневно и круглосуточно. Вашими первыми помощниками в деле освоения контента станут сайты, посвященные теории игры (wwwwowwiki.com — обязательно, wwwworldofwar.net и ему подобные — по желанию), порталы с аддонами (http://wowui.worldofwar.net, wwwcurse-gaming.com) и непременно — любые ресурсы, на которых могут появиться ролики из игры (к примеру, wwwwarcraftmovies.com). Очень пригодится привычка заходить на тестовые сервера и при всякой удобной возможности наведываться к новым боссам. В обязательном порядке придется также посещать сайты крупных гильдий на предмет розыска уже готовых руководств, в них поминутно расписано, что в какой момент делает босс и как на это реагирует рейд.

  Разжевав гранит науки, РЛ должен скормить полученную массу всем членам предстоящего рейда. Обычно для этого достаточно кинуть тактику и ссылку на ролик на форуме гильдии и пригрозить оштрафовать на 5-50 DKP (о том, что это такое, мы еще поговорим) всякого, кто не отметится в соответствующей теме со словами «прочитал, понял, готов». На этом теоретическую часть подготовки можно заканчивать и переходить к организационно-практической.

  Традиционно считается, что РЛ — это такое несчастное создание, ведущее за собой два десятка буратин к победе, трагически преодолевая все глупости, на которые только способны необработанные бревна. При этом РЛ должен успеть подлечить там, где теряются лучшие маги-врачи, или нанести урон там, где просачкуют лучшие атакующие маги, ну или сдержать натиск неприятеля, где даже самый сильный воин потерял агро. На самом деле подобный путь сам по себе ведет в тупик. Рейд-лидер — не мальчик на побегушках, который затыкает все внезапно образовавшиеся дыры, он руководитель. А первая обязанность всякого хорошего руководителя в большом коллективе — найти и подготовить несколько помощников.

  Такими помощниками в рейде обычно становятся класс-лидеры (КЛ). Чем выше класс игры КЛ, тем проще будет рейд-лидеру. Отдавайте им столько обязанностей, сколько сумеете (то есть делегируйте полномочия). Например, не пытайтесь назначить вашему главному атакующему воину докторов — пусть это сделает КЛ пристов (друидов, шаманов, паладинов). Не выговаривайте конкретному члену рейда за то, что, судя по показаниям дамаг-метра, весь поход за него играла престарелая бабушка, страдающая слепотой и недержанием, — пусть это сделает его КЛ. Назначьте человека, ответственного за проверку усиливающих заклятий и химии, — пусть он вдумчиво переписывает на бумажку, кто из членов рейда пренебрегает своими обязанностями, а уж вы потом решите, что с этим делать.

  Если вам кажется, что всех забот РЛ останется лишь командовать «пул» (атака) и «рест» (отдых), проверять присутствие (ready check) да развешивать марки, — вы ошибаетесь. Рейд в обычной, не самой сильной гильдии — это всегда событие сродни пожару, потопу и урагану вместе взятым. Для начала, если ваша гильдия не очень велика, у вас всегда будут проблемы с набором состава. Даже поручив сборы своим класс-лидерам, вы все равно не будете застрахованы от ситуации, когда «...а Вася не смог прийти» или «супер-киллер заболел ангиной, и мама не пускает его к монитору». Если Вася ваш главный воин, рейд можно распускать сразу. Если нет, проблема решаема, но помните, что пока вы ищете двоих человек, в рейде сидят и киснут еще двадцать два товарища. Вам надо быть быстрым, как удавка ассасина, и неутомимым, как муравей. Помните: боевой дух вашего воинства — самый главный ключ к победе, важнее даже, чем доскональное знание тактик. Если с момента начала сборов до первого пула всегда будет проходить более часа, на роли РЛ вы не задержитесь.

  Существует множество способов нивелирования подобной ситуации. В простейшем случае поможет запись на форуме. Неплохо зарекомендовал себя аддон «Календарик» (Group Calendar) — специфический планировщик разнообразных внутриигровых событий. Но вы поймете, что проблема решена, только когда в вашей гильдии станет куда больше народу, чем может влезть в один рейд. Правда, тогда начнутся противоположные неприятности — на вас начнут обижаться все, кто по каким-то причинам не попал в рейд. Здесь рекомендуем воспользоваться «ротациями»: если сегодня в рейд идет Миша, то завтра черед Саши, а послезавтра Васи. Конкретно разбивку тоже желательно поручать класс-лидерам, иначе вы рискуете запутаться, у кого в среду свадьба, у кого в четверг вечеринка и кто в субботу уезжает на неделю на море.

  Как бы вы ни старались, иногда ситуация будет выходить из-под контроля, а конкретные проблемы с конкретными людьми — падать на вашу распухшую от тактик голову. Здесь уже никакой совет не поможет, можно только посочувствовать. Если у вас нет желания и умения разбираться в проблемах членов вашего рейда (как игровых, так и вполне жизненно-реальных), если вы не можете хотя бы иногда и хотя бы чуть-чуть побыть психологом — как бы великолепны и обширны ни были ваши знания по теории игры, применять их вскорости будет не на ком.

Быть или забыть?

  Предсказать, из какого игрока получится хороший рейд-лидер, а из какого — нет, достаточно сложно. Как правило, этого не может гарантировать даже высочайший уровень игры. Вообще, великолепно владеющие своим классом игроки лучше всего проявляют себя не в роли РЛ, а в качестве КЛ — тут и признание заслуг, и возможность «учить уму-разуму» всех прочих представителей класса. Став РЛ, они жутко злятся уже оттого, что вместо привычной для них игры вынуждены в сотый раз растолковывать членам рейда давно набившие оскомину тактики.

  Рейд-лидеру в WoW нужны ровно те же качества, что и лидеру в реальной жизни, в первую очередь ангельское терпение и умение руководить людьми. Здесь сыграют роль и теоретическая подготовка, и практические навыки руководителя, и личное обаяние, и умение повести за собой, поставить цель и увлечь ее достижением. Став рейд-лидером, придется вылечиться от излишней внутренней застенчивости, выработать командный голос и стратегическое мышление. Кроме того, ни для кого не секрет, что РЛ фактически единственный человек, который в рейде должен не просто выполнять указания, но думать, искать варианты, предусматривать какие-то дополнительные возможности.

  Спор насчет того, каким классом лучше играть РЛ, бесполезен. По идее, идеально, когда РЛ не воин-танк, не мили-дамагер (потому что они не видят ничего дальше ноги босса) и не целитель (потому что 90% времени «медик» смотрит не на поле боя, а на фреймы рейда). Теоретически лучшим РЛ должен быть любой дистанционный боец (охотник, маг, ворлок), но, что удивительно, такое бывает весьма редко. Зачастую РЛ — это как раз-таки могучие воины или целители. Видимо, сказывается тот факт, что именно эти классы обычно выбирают для игры люди, изначально склонные к ответственности и дисциплине и готовые взять на себя некие дополнительные обязанности.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

  Надеюсь, все, кто должен был напугаться, к этому моменту уже напуганы, и теперь с оставшимися несгибаемыми героями мы разберем техническую сторону рейд-лидерского бытия.

  Как известно, рейд в WoW состоит из пяти групп по пять человек. Самое первое, чему вам придется научиться, — правильный набор нужных классов и умелая «фасовка» двадцати пяти рейдеров по группам. Так, чтобы каждый из них приносил максимальную пользу. Конкретный состав рейда, особенно поначалу, будет сильно зависеть от конкретного босса. Например, на Архимонда, который гоняет рейд страхом, очень полезно будет иметь в каждой группе по шаману с тотемом, его снимающим, а на леди Ваш понадобится больше охотников, чтобы водить за собой монстров.

  Если не брать специфические ситуации, помните следующие правила:

— В группе с главным танком (то есть сильным воином, принимающим на себя удары большей части монстров) желательно иметь ворлока с импом (повышает живучесть группы);

— В группе целителей (хилеров) обязательно должен быть шэдоу-прист (для регенерации маны);

— В группе кастеров-дамагеров (магов, наносящих урон на расстоянии) желателен шаман с тотемом, повышающим урон;

— В группе мили-дамагеров (бойцов ближнего боя) по той же причине очень приветствуется воин.

  В частных случаях стоит также помнить, что паладин может давать своей группе несколько разных аур, охотник может быть полезен, когда босс лупит природной магией, и так далее. Всегда консультируйтесь с класс-лидерами, они подскажут, какая расстановка оптимальна. Но будьте готовы и к тому, что часть членов рейда придется расставлять и давать им задачи, прямо выводящие их в аутсайдеры любых дамаг-метров. Скажем, ворлок, стоящий в группе воинов, никогда не нанесет столько урона, сколько его коллега в группе кастеров, и наверняка будет ворчать всю дорогу. Приготовьтесь также терпеть нытье обиженных магов, которые будут требовать в группу друида в форме совы, шамана с тотемом и шэдоу-приста с регенерацией маны одновременно.

  Инструментарий рейд-лидера, в принципе, мало отличается от обычного набора стандартного рейдера: те же аддоны вроде oRA2 и X-Perl для общего видения и контроля ситуации в рейде, Deadly Boss Mod и подобные ему — для более удобного отображения стадий боя и применяемых боссом способностей, настроенный Ventrillo или TeamSpeak — для голосовой связи. Единственное, что рейд-лидеру в таких аддонах обычно дается больше функций и полномочий: например, он может писать предупреждения, которые выдадутся огромными буквами посреди экрана, может проверять готовность рейда к походу (вплоть до просмотра сумок на предмет наличия определенных вещей). В обязательном порядке стоит иметь трит-метр (Threat Meter) — аддон, позволяющий следить за тем, кого бьет босс, и любой дамаг-метр (например, Recap) — чтобы в дальнейшем не брать в рейд тех, кто постоянно и беспричинно оказывается на его нижних строчках.

  Последнее время все более или менее сильные гильдии при походе в рейд записывают лог боя (аддон LoggerHead, затем обработка данных на wwwwowwebstats.com) — это позволяет уже после рейда проанализировать, как показал себя каждый конкретный игрок. Рейд-лидер может записывать лог сам, а может поручить это кому-то из помощников. Кроме всего прочего, запись лога помогает дисциплинировать членов рейда: когда знаешь, что каждая твоя ошибка учитывается, волей-неволей начинаешь играть с большей отдачей.

ШКУРНЫЙ ВОПРОС

  Если РЛ справился с техническими вопросами (рейд собран и правильно укомплектован) и стратегическим планированием (худо-бедно, но убит первый босс), пришла пора ломать голову над тем, как делить выпавшие вещи. Беда в том, что в вашем подчинении 25 алчущих, а вещей жадный босс обычно выдает 2-5. Вот так один маленький дефис может поставить крест на душевном спокойствии и без того постоянно пьющего валерьянку рейд-лидера.

  Понятно, что вещи надо раздавать сообразно заслугам, и простой бросок кубиков эту задачу решить не может. К счастью, велосипед здесь изобретать необязательно — все давно продумано за нас. Впервые проблема дележа вещей появилась еще в EverQuest, и тогда же была придумана первая система, которая позволяла делать это более или менее справедливо. Система называлась DKP (Dragon Kill Point), поскольку тогда главными боссами в EverQuest были драконы. Работала она примерно так: после убийства босса каждому члену рейда начислялся 1 пункт (1 DKP). Далее бросались кубики, и количество накопленных DKP прибавлялось к результату. Выигравший покупал вещь за определенное количество DKP.

  С тех пор утекло много человеко-онлайн-часов, и стандартная DKP-система фактически перестала использовать такой ненадежный показатель, как бросок кубиков. В наиболее распространенном своем виде она выглядит так: за каждое убийство босса дается определенное количество очков, за взятие вещи также списывается фиксированное количество; вещь берет тот, у кого максимальное количество DKP, ее точная стоимость заранее определена. Плюс такой системы — ее очевидность и простота: понятно, что чем чаще человек ходит в рейды, тем больше он накапливает DKP и тем выше вероятность, что он возьмет нужную вещь.

  Но есть у нее и минусы — в частности, так называемая «засолка DKP», когда часть игроков начинает копить «рейдовую валюту» для покупки какой-то безумно крутой шмотки, напрочь игнорируя все прочее, что падает для их класса и в принципе может быть им полезно. В результате рейд-лидер попадает в грустную и смешную одновременно ситуацию: он водит относительно плохо одетых рейдеров с тоннами DKP, которые просто отказываются брать что бы то ни было, «потому что мне нужна вот та мантия». Прогресс такого рейда неизменно будет стопориться, ведь некоторые боссы в игре требуют хорошего «обвеса».

  Для решения проблемы «засолки DKP» придумано несколько хитростей, в основном связанных с раздачей вещей. Например, можно сделать стоимость вещи не фиксированной, а ввести на нее аукцион, как и в обычном аукционе, выиграет ее тот, кто даст максимальную сумму DKP. Еще более изящный способ — снятие не фиксированной стоимости DKP, а процента от накопленного. Соответственно, чем больше была сумма, тем больше будет и снято. Самый жестокий способ — штраф всего рейда на некоторое количество DKP, когда приходится разбирать никому не нужную вещь (применять аккуратно, возможны революции и народные волнения).

  Достаточно распространенной в последнее время стала система «нулевка», суть которой в том, что количество DKP в целом по рейду всегда равно нулю. Работает она так: если кто-то взял вещь, с него снимается определенное количество DKP, а всем прочим членам рейда тут же начисляется сумма, вычисляемая по формуле «стоимость вещи/количество членов рейда». Эта система хороша тем, что при ее использовании фактически невозможна инфляция DKP.

  Еще одна схема дележа, получившая популярность, — EPGP (Effort Points, Gear Points). При ее использовании, чтобы определить, кто получит вещь, нужно поделить количество полученного DKP на количество DKP уже потраченного. Эта система хорошо подойдет в том случае, если есть желание одевать не только тех игроков, которые посещают каждый рейд, но и тех, кто заходит в игру раз в месяц.

  Есть еще некоторое систем, с DKP связанных очень опосредованно или вообще никак. Например, система NKS (Ni Karma) — она гарантирует, что один член рейда с огромным запасом DKP заберет все, что выпало за поход. Механика системы такова: чем дольше вы ходите в рейды, тем больше копите кармы. Когда выпадает какая-то нужная вам вещь, вы бросаете кубики и карма становится модификатором, который добавляется к выкинутому числу. Если вы забираете вещь, карма уменьшается вдвое.

  Ну и напоследок упомянем Loot Council, систему, при которой вещи раздаются советом «главных лиц» в вашем походе. Обычно это РЛ и его помощники. Минус системы — обделенные вещами участники рейда могут обидеться. Вдобавок, если вы знаете, что следующим этапом PvE-прогресса вашей гильдии станет инстанс, в котором вам потребуется хорошо одетый второй (третий, пятый) воин (паладин, прист, друид), этот вариант — самый быстрый способ получить его. Иногда Loot Council используется при дележе самых важных вещей — вроде мечей с Иллидана. Бывает такое, что максимальное количество DKP никак не равно уровню мастерства, и тогда приходится брать власть в свои руки и отдавать вещь не самому богатому, а самому достойному.

  Помните, что вы РЛ и должны думать не только о каждом участнике в отдельности, но о силе рейда в целом. Иногда это означает, что вам придется принимать крайне непопулярные решения.

* * *

  Заканчивая разговор о рейд-лидерстве, коснемся системы премий и штрафов: грамотное ее построение вполне способно сберечь РЛ много нервных клеток. Например, обязательно сделайте бонус в несколько DKP за своевременную явку на рейд; бонус за то, что рейдер взял с собой еду и химию; бонус за первое убийство сложного босса; за несколько часов бесплодных попыток перед этим самым первым убийством. И точно так же спокойно огласите штрафы. Вы можете снимать DKP за любой случайный или намеренный приступ «буратинизма» (то есть глупые поступки). Вы имеете полное право делать все, что, по вашему мнению, поможет вашему рейду собраться и убить сложного босса. Помните, что, став рейд-лидером, вы взяли на себя обязанности отца большого семейства. Вас могут любить, и вас могут бояться — как вы поведете себя, зависит лишь от вас.

Автор: Светлана Карачарова
Выдрал: Журнал “Игромания” №8/131 2008